Росреестр информирует

 «Административная ответственность за неисполнение предписания об устранении нарушения земельного законодательства»

 

В соответствии с п. 1 ст. 71 Земельного кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

В силу пп. 5 п. 5 ст. 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора (уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения (получения) лицом, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченным представителем.

Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев. Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен, не более чем на 6 месяцев, по ходатайству лица, которому выдано предписание или его представителя, уполномоченного надлежащим образом.

В случае выявления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, принимает решение о возбуждении в отношении нарушителя дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 или 26 ст. 19.5 КоАП, а также выдает нарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства.

Согласно положениям ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.; на должностных лиц - от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.

При этом следует отметить, что согласно положениям ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ за повторное совершение в течение года административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.; на должностных лиц - от 70 тыс. руб. до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

 

 

 

Начальник отдела

государственного земельного надзора

А.И. Ткачев

 

 

 

Материал в СМИ согласно Плану  работы по взаимодействию  со СМИ на сентябрь 2018г.

 

 

Бесхозяйные вещи. Порядок постановки на учет  бесхозяйного имущества.

 

 

В соответствии с положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской  Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, законодательством устанавливается особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. На первом этапе необходимо принятие такой вещи на учет в качестве бесхозяйной органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Затем закон предусматривает годичный срок, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, может признать бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

То есть право собственности на бесхозяйную недвижимость может возникнуть на основании признания этого права в судебном порядке, причем данный юридический факт может повлечь возникновение только муниципальной собственности. В частную собственность бесхозяйное недвижимое имущество может перейти только на основании приобретательной давности. 

10 декабря 2015 года был принят  Приказ Минэкономразвития России N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»  (далее- Порядок), которым определены, в том числе, перечень органов, учреждений, осуществляющих принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей; порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; основания возвращения органом регистрации прав заявления и документов; основания снятия с учета объекта недвижимого имущества.

В приложениях приведены формы заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался, уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

 Так, согласно положений  Порядка прием,  проверка   сведений и внесение записи в  Единый государственный реестр недвижимости в отношении учета  бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и  в соответствии  с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия. 

Использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Срок принятия решения о постановке бесхозяйного объекта на учет составляет пятнадцать рабочих дней. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества

При наличии причин, препятствующих постановке на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного имущества (например, если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным) принимается решение о возврате заявления и прилагаемых к нему документов.

 

 

 

И.о. начальника отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки                                                     М.Г. Коломиец                            

 

 

8(3822) 65-19-39 (доп.2155)

 

 

Согласовано:

Заместитель руководителя                                                                   Н.А. Черкасова

 

 

 

Результаты рассмотрения обращений в апелляционную комиссию об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости в Томской области

Апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на территории Томской области создана Распоряжением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 05.04.2017 № Р/0092.

Ее деятельность направлена на защиту интересов правообладателей объектов недвижимости и кадастровых инженеров по обжалованию в досудебном порядке решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, а также на сокращение количества приостановлений осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Апелляционная комиссия является постоянно действующим органом при Управлении Росреестра по Томской области. В ее состав входят представители Управления и представители национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Порядок работы апелляционной комиссии утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 №193 «Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе кадастрового учета, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы».

Апелляционная комиссия оценивает обоснованность принятия решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2,5,1 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 статьи 26 Закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на основании поступившего в Комиссию заявления об обжаловании решения о приостановлении.

Обратиться в Апелляционную комиссию с заявлением об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета вправе заявитель или его представитель, а также кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическое лицо, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета, в течение тридцати дней с даты принятия такого решения органом регистрации прав.

Повторная подача заявления об обжаловании решения о приостановлении в отношении одного и того же решения органа кадастрового учета не допускается.

Заявление об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета рассматривается Апелляционной комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

За период работы с апреля 2017 по сентябрь 2018 в Апелляционную комиссию поступило 45 обращений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Из числа рассмотренных Апелляционной комиссией заявлений, по 9 принято решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении, по 28 принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении, 8 заявлений отозваны заявителями.

Причинами отказов в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении являлось истечение тридцатидневного срока, установленного для обжалования решения, несоответствие заявлений утвержденной форме, а также направление заявлений об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственной регистрации права собственности, которые не подлежат рассмотрению апелляционной комиссией.

Апелляционная комиссия проводит тщательный анализ принятых государственными регистраторами решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, на основании которого принимает окончательное решение.

Большая часть причин, послуживших принятию государственными регистраторами решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, связана с несоответствием технических и межевых планов требованиям действующего законодательства, а также непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, таких например, как разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, либо не представлены (не поступили) документы, запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам, для учета изменений категории и разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, деятельность апелляционной комиссии является одним из  действенных механизмов, направленных как на оценку законности принимаемых государственными регистраторами решений о приостановлении государственного кадастрового учета, так и на сокращение количества приостановлений (отказов) в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости,  а также на сокращение количества судебных разбирательств в этой сфере.

 

 

Начальник отдела землеустройства

и мониторинга земель, кадастровой

оценки недвижимости, геодезии и картографии

Бобкова О.Г.